Записки спиннингиста

Август и сентябрь для меня и моего товарища Игоря выдались очень загруженными спортивными мероприятиями — бесконечные сборы, поездки и выступления не оставляли времени выехать на обычную рыбалку — просто половить для души, отдохнуть на природе от забот, когда можно лежать в лодке, смотреть в небо, и ни о чем не думать… Когда не нужно постоянно поглядывать на часы, считая минуты, оставшиеся до финиша. Можно идти на веслах куда вздумается и не быть привязанным к выпавшему по жребию сектору, боясь ненароком выйти за его границы. И вот такой день наступил. О поездке договаривались дня за три, и к назначенному часу я уже стоял во всеоружии, ожидая машину. Цель поездки — «Комправда», известный на Харьковщине водоём. Есть там щука, есть и судак. Мирных рыб перечислять не буду, нас они не интересуют, но именно мирной рыбы там много; «Комправда» популярна прежде всего среди карпятников. 60 км проехали минут за сорок. Когда мы были у центральной дамбы, там уже готовились к выходу на воду несколько команд таких же, как и мы охотников на хищника. Осенью светает поздно, лодки и снасти мы собирали ещё по темноте, на воду вышли с первыми проблесками рассвета. Раннее утро — лучшее время для ловли судака. Стараясь не терять драгоценные минуты, я, внимательно глядя на эхолот, отправился искать подходящие места, где он мог бы стоять. БЗаписки спиннингистаыл понедельник, но рыболовов на воде было много — где-то лодок пятнадцать, и все они скопились вдоль дамбы.
 Причина такой плотной концентрации объяснялась просто — падение уровня воды в водохранилище на полметра заставило основную массу водных обитателей сместиться в более глубокие места, ну а где рыба, там и рыболовы. Да и по имевшейся информации, наиболее впечатляющих результатов в ловле «клыкастого» на прошлой неделе рыболовы добивались в зоне, прилегающей к дамбе. Ловить судака на Берекском водохранилище (это другое название «Комправды») можно двумя способами: активным и пассивным. Пассивный способ: стоять на одной точке и регулярно облавливать её веерными забросами.
Ждать, пока к тебе подойдёт гуляющая по водоёму стая, иногда приходится очень долго. Для этого нужно запастись терпением и твёрдо верить в то, что рыба все-таки подойдёт. Более продуктивная ловля -это активный поиск, с частой сменой мест. Именно эту тактику мы с Игорем и выбрали. Он остался вблизи дамбы, у ближнего к нам берега, а я поплыл к берегу противоположному. Донный рельеф там монотонный: глубина плавно увеличивается до 4.5 метров, перепады глубин не более 0,2 м. Налегая на весла и поглядывая по сторонам, я не видел признаков утренней активности судака.
Рыболовы методично джиговали, делая заброс за забросом, изредка снимались с якоря, меняли место. На ровном плато ловить неинтересно, и заякорив лодку в метрах пятидесяти от бетонной конструкции, я начал бросать к плитам, которые круто уходили в глубину. Так как приманка при этом проводилась вниз — на глубину, то вес джиг-головки я поставил потяжелее — двенадцать грамм. На джиг-головку надел «съедобный» твистер от Gary Yamamoto. Паузу выдерживал не более 2-3 секунд, судак предпочитает короткие ступеньки, он и за это время успевает заглотить силикон.
Минут через пятнадцать рыболов, ловивший рядом, вытащил судачка грамм на пятьсот. У меня пока пусто, но день только начался. Если рыба не отзывается с одной точки, нужно искать другую. В двухстах метрах от меня был понтон, к нему я и направился. По пути обнаружил подводную аномалию — какие-то непонятные бугры на пятачке 10×10 метров. Решил побросать там и не ошибся. На третьей проводке ощущаю долгожданный «тук».
Судак засёкся практически сам — острые крюки Owner’a свою работу делают исправно! Итак, первый судак на кукане. С двух последующих забросов достаю еще по хвосту, но этих отпускаю — малы ещё, пусть подрастают. По рации говорю Игорю, что нашел интересное место — он спешит ко мне. В этот момент от берега отчалила лодка с двумя рыболовами; они видели мою серию: три заброса — три судака, быстро пошли прямо ко мне и стали рядом. Судя по их разговорам, один из них был опытный рыболов, а второй — начинающий. Метод ловли у них незатейливый — заброс с последующей медленной равномерной проводкой до самой лодки. Не прошло и десяти минут, как у соседей клюнуло, после недолгой борьбы они завели в подсак щуку кила на два. На якорь они не становились, штиль позволял оставаться их плавсредству на месте. Через некоторое время они снова поймали ещё одну щуку, точно такую же по размеру.
Я не видел, кто именно из них поймал — бывалый или новичок, но это не столь важно, главное — клюет. Подплыл Игорь, у него в активе один судак, пойманный ещё на рассвете. Мы стали борт к борту и начали вместе облавливать все тот же пятачок. Клёв затих. Поднялось солнце, изменилось освещение, и я стал подбирать другую приманку. Ставлю Sandra 7 см, матовую, с красной головой. Ловим на глубине не более 3.5 метров, 8-граммовой головки вполне достаточно. Заброс, на самом вылете ощущаю слабый ударчик, и после короткой подсечки на другом конце шнура повисла желанная тяжесть. До самой лодки рыба шла пытаясь прижаться ко дну. Я был абсолютно уверен, что на крючке судак, но был приятно удивлен, когда на поверхности показался тёмный «лапоть» с красными плавниками. Окунь! Весил он семьсот грамм, такие мне давненько не попадались!
Судак тоже отзывался, за полтора часа мы на двоих вынули пять судаков весом до килограмма, но за них пришлось заплатить оборванными приманками, которые постоянно цеплялись за что-то на дне, но рыба стояла именно там, это «что-то» было для неё удобным укрытием. Я не сказал, что наш старший товарищ, Иваныч, который и привёз нас на своей машине на «Комправду», тоже рыбачил.
Они с супругой, Ниной Ивановной, долго не могли обрыбиться, но как только сместились ближе к нам, сходу поймали неплохую щуку — сработала Сандра 9 см. К десяти часам клев прекратился, и как мы ни кружили возле нашей точки, рыба молчала. Лодки других рыболовов, до того кучно стоявшие вдоль дамбы, стали расходиться. Те, кто под мотором, отправились троллинговать; те, кто на вёслах, сместились ближе к центру водохранилища.
Мы с Игорем решили проверить прошлогоднюю точку, на которой несколько раз удачно ловили крупного окуня. Идти до того места метров семьсот, чтобы не тратить впустую время, мы забросили по воблеру и стали по ходу «дорожить». Мой SH-60 за время перехода соблазнил окуня грамм на триста, а Игорю попался неплохой бонус — щучка «под двушку». Однако, на затопленном русле реки, к которому мы шли, окуня на этот раз не оказалось… Интересно было узнать, как обстоят дела у рыболовов в двух лодках, что стабильно стояли у противоположного берега, возле базы отдыха.
Ещё один вёсельный переход, и мы оказались во владениях оседлого судака. Ориентируясь по GPS-навигатору, Игорь стал на заранее отмеченную рабочую точку, дно водоема там укрыто коряжником.
Я расположился метрах в сорока правее. Ловля в крепких местах без соответствующих оснасток и опыта не сулит ничего хорошего. Частые зацепы и обрывы способны вывести из равновесия даже самого непробиваемого спиннингиста, но у нас сегодня припасено оружие как раз для такого случая. В одной из статей я уже описывал ловлю на этом водохранилище, а сейчас, думаю, пришло время более подробно остановиться на джиг-головке которую мы используем, тем более, что за полгода эксплуатации она зарекомендовала себя с наилучшей стороны; другие рыболовы, которым мы её давали на испытания, тоже отзывались положительно.
Существует множество вариантов незацепляющих-ся оснасток: это и монтаж на обычной джиг-головке, и офсетный крючок в комбинации с ушастым грузилом «Чебурашкой», и скользящая пуля с офсетным крючком. Все они в большей или меньшей степени хороши, но все равно не устраивали нас полностью. Хотелось иметь что-то более универсальное, как по проходимости, так и по засекаемости. И мы решили заняться самостоятельным изготовлением нужной приманки.
На мысль нас натолкнуло изделие фирмы Owner: джиг-головка для ловли басса в густой траве. Поскольку эти Ownег’овские джиги трудно достать, да и к нашим условиям они не совсем подходят, пришлось придумывать свое. Нарисовали эскиз, наш товарищ, Александр, при помощи бормашины изготовил формы. Работа эта очень трудоемкая, на изготовление экспериментальной партии наших джиг-головок ушло две недели.
Особое внимание уделили качеству офсетных крючков, поставили Owner. Вес получился 10 грамм ровно, но он не мог перекрыть нужный диапазон глубин, и в дальнейшем были изготовлены веса в 2.5; 5; 8; 10; 15 и 20 грамм на офсетных крючках размерами от 1; 2; 4 до 1/0; 2/0; 3/0. С таким набором можно облавливать не только мелководные зоны, но и глубины.
Особенности этой джиги: на офсет предварительно наращивается тонкая проволока, которая удлиняет ушко крючка, а затем этот монтаж заливается свинцом в каплевидной форме. В готовом изделии ушко приманки и жало крючка расположены в одной плоскости. Форма головки позволяет беспрепятственно проходить сквозь корчи, а жестко закрепленный офсетник без труда пробивает пасть хищника в момент поклевки. Судака можно ловить по-разному, но ловля в коряжнике, на мой взгляд, интереснее всего.
Поклевка может случиться на любой фазе проводки. Игорь уже сделал пару забросов, а я только собирался приступить к ловле и насаживал на крючок Фишхантер 8.5 см цвета «машинное масло» с зелеными блестками. Несколько проводок сразу показали наличие коряг, где и как они расположены. Так как я делал забросы непосредственно под лодку товарища, то хорошо видел все его действия. Вот спиннинг у него сгибается под тяжестью рыбы, процесс вываживания не затягивается дольше пары минут.
Судак в подсаке. Ловивший напротив нас рыболов был явно удивлен быстрым уловом моего напарника, а дело было в том, Записки спиннингистачто ловил Игорь в самых корчах, в то время, как тот проводил свою приманку по чистому коридору, в который рыба отказывалась выходить. Теперь настала моя очередь отличиться. Первый клыкастый просто насел на мою приманку, и был засечен. Когда я его достал, то крючок выходил с наружной стороны его челюсти — острое жало Owner’a пробило пасть навылет.
Снова заброс, но немного левее, по кончику спиннинга было отчетливо видно, что происходит с моей приманкой под водой. Сначала она сделала несколько шагов по твердому дну, а затем начала взбираться на ветку затопленной коряги. Дойдя до вершины препятствия, приманка как будто провалилась. Пауза длилась какие-то доли секунды, но за это время судак успел ее атаковать. Поклевка была такая яростная, будто нападавший намеренно старался разорвать силикон в клочья. Вот это рыбалка! Нет ничего лучше, чем ловить рыбу в крепких местах, когда на любое изменение в проводке снасть реагирует как на поклевку.
Это держит постоянно в напряжении. Размер клыкастых варьировался от кило до кило двести. Особых предпочтений относительно приманок рыба в тот день не проявляла, она отлично реагировала как на твистеры, так и на виброхвосты; единственное, чему нужно было уделять внимание, это цвету силикона. Лучше всего судак клевал на темные расцветки: «карамель», «машинное масло»- как с вкраплениями, так и без них, на другие окраски подобного типа. Глубина в зоне «обстрела» составляла три с половиной метра, джиг-головки с офсетным крючком в восемь грамм вполне хватало.
Если приходилось сниматься с якоря в поисках других мест, то на старую точку можно было в любой момент без труда вернуться, ориентируясь по пластиковым бутылкам, которыми было отмечено это место. Они служили опознавательными знаками коряг, либо были маркерными буями для карпятников, которые закармливали здесь рыбу.
Джиг-головка без особых затруднений проходила через преграды, но в одном месте, наиболее сложном, все же зацепилась, и ее пришлось оборвать. Восьмиграммовка у меня была одна, остальные на соревнованиях раздарил друзьям, а запаса не сделал; вынужден был поставить «десяточку». Утяжеление никак не сказывалось на клеве, но потерь было не избежать. Так, пару приманок было потеряно после того, как клюнувший судак стремительно уходил в завалы вместе с приманкой, а еще две джиги были оторваны по моей вине.
Я использовал поводки из Хард Моно, приманку пристегивал на застежку-«американку», вот она-то и цеплялась за оборванные на корягах шнуры, которых в некоторых местах было очень много. Как только убрал застёжку и стал привязывать напрямую, непрятности прекратились. Но прекратился на тот момент и клев.
Я объясняю это тем, что, пытаясь освободить приманку при зацепах, мы снимались с якоря и ходили, что называется, у судака по голове — вот и распугали его. Игорь тоже израсходовал запас нужных джиг, и, расположившись возле двух баклажек, заякоренных одиноко на приличном удалении от берега, начал облавливать место вокруг них. Он ловил Финеззой (Finezza от Graphiteleader), поставил самый мелкий твистерок от Mann’s цвета «машинное масло» на 3-граммовой головке. С первых же проводок стало понятно, что в этом месте стоит много рыбы, поскольку через шнур постоянно передавались осторожные постукивания. Минут через десять его спиннинг согнулся, и началось вываживание. Я стоял рядом и видел процесс от начала до конца. После борьбы к поверхности вышел лещ, засеченный по всем правилам. Весу в нем было около 1.2 кила.
Как только друг взял рыбу в руки, изо рта у неё начали вываливаться куски каши. Видно, на выходных эту точку хорошо закормили любители ловли мирной рыбы. После этого было поймано еще пару лещей, и тоже за губу. Но это еще не самое интересное. Кроме наших лодок, это место облавливали еще три человека, но поклевки были только у Игоря, складывалось впечатление, что все остальные, в том числе и я, вообще не умеем рыбу ловить. Либо товарищ что-то знает… За то время, пока он «преподавал», я сумел соблазнить единственного окуня грамм на четыреста. Не знаю, чем это вызвано, но на мини-приманку у Игоря сел достаточно крупный судак на 1.5 кг, ему с ультралайтовой снастью пришлось с ним повозиться. Финезза гнулась так, что казалось вот-вот сломается, но она выдержала испытание достойно. Поначалу я думал, что то была случайная поклёвка, но когда следом за первым судаком на «микруху» было вынуто поочередно еще три таких же, я пришел в некоторое недоумение от такого поведения «клыкастого», ведь рядом ему предлагали приманки куда интереснее и крупнее, но реагировал он почему-то именно на непонятную «блошку», пульсирующую в придонном слое. Рыбалка оказалась очень интересной и продуктивной, я получил огромное удовольствие.
Кроме всего, приятно было наблюдать за тем, как Игорь вываживал на свой ультралайт судаков — подолгу и со знанием дела. Прошла рыбалка буквально на одном дыхании. Ловили мы, пока не стали сгущаться сумерки, пора было возвращаться к автомобилю, до которого на веслах ещё идти минут сорок. Высадившись около дамбы, пообщались с рыболовами. Судя по их рассказам, многие остались довольны сегодняшней рыбалкой, в том числе и наш Иваныч, у которого было две щуки по два килограмма каждая. Складывая лодки, мы строили планы на следующую неделю.
Планировали выехать снова. Собранная сегодня богатая информация давала все основания надеяться, что через неделю мы здесь знатно отловимся. P.S. Ровно через неделю мы снова были здесь. На этот раз лодки на воду спустили с территории базы отдыха, но рыбалка оказалась полной противоположностью предыдущей. Погода поменялась, дул сильный северный ветер. Рыба вела себя совсем не так, как в прошлый раз — на судаковых точках и в коряжнике попадались лишь мелкие окуни, «клыкастый» или просто ни на что не реагировал, или ушел в другие места. За весь день единственным запоминающимся моментом был сход окуня килограмма на полтора у Игоря.
Окунь сошёл у самой лодки — не выдержал нагрузки узел, соединяющий тонкий шнур с флюорокарбоновым поводком. Что ж, в рыбалке никто и никогда не застрахован от фиаско. А водоем этот все равно остается для нас одним из самых интересных, сюда мы вернемся еще не раз… Виктор Тяпко Рыболов Профи №11 2008г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх